На сайте используется система cookies. Мы используем дополнительные функции системы cookies, чтобы улучшить сервисные функции данного ресурса или собрать анонимную статистику использования для улучшения работы. Больше информации
Переходя на сайт Вы соглашаетесь на использование cookies.

MINIMED CARE BLOG

Добро пожаловать в блог поддержки MiniMed, где Вы можете найти полезную информацию о диабете и истории успеха других пациентов, живущих с диабетом. Пройдите по ссылке, чтобы ознакомиться с темами ниже: полезные советы жизни с Диабетом, Образ жизни, Еда & Напитки.

Как родителям помочь своему ребенку научиться самостоятельно управлять диабетом.

05-09-2016

Маша— жизнерадостная девочка, почти достигшая подросткового возраста, которая любит танцевать и легко заводит новых друзей. Четыре года назад ей был поставлен диагноз - диабет первого типа, сразу же после празднования восьмого дня рождения. Поскольку Маша переходит из начальной школы в среднюю,  у нее будет все больше и больше новых обязанностей, задач, в том числе и научиться управлять своим диабетом самой. Мама Маши, Ирина, расскажет нам о том, как они с мужем смогли постепенно доверить своей дочери самостоятельное управление диабетом, и расскажет обо всех неизбежных сложностях и переживаниях, сопровождающих этот процесс.


Как у многих людей, у которых был выявлен Диабет первого типа, диагноз у Маши возник словно на пустом месте — ни семейного анамнеза, ни даже классических симптомов чрезмерной жажды и мочеиспускания. В нашем случае диагноз был поставлен еще в начале развития болезни, но, как это бывает с большинством диагнозов, Маша должна была провести несколько дней в больнице, чтобы мы научились выполнять функции её поджелудочной железы. В детской больнице у нас были замечательные учителя и врачи, и Маша присутствовала практически на всех беседах и обсуждениях.


Наш подход заключался в том, чтобы поставить перед Машей задачу, но при этом не перегрузить её информацией, сложной для восприятия восьмилетним ребёнком. Мы знали, что она в состоянии понять, как работает её организм, может делать расчёты, чтобы подсчитать количество углеводов, и научиться использовать помпу и устройство непрерывного мониторинга глюкозы (НМГ), поэтому мы посещали с ней все теоретические и практические занятия, посвященные диабету. Иногда она принимала активное участие, иногда отвлеклась на детские занятия. Когда дело доходило до важных моментов, Машу всегда привлекали к обсуждению особенностей её организма и действий, которые необходимы для обеспечения его нормального функционирования, когда поджелудочная железа не справляется с этой задачей.


В течение первого года мы контролировали весь процесс работы Маши с помпой  — введение данных об углеводах, болюсное введение инсулина, временное изменение базального уровня, перезапуск и заправку трубок и так далее — чтобы она разобралась, как управлять помпой. Как мы и думали, у Маши все получалось и она лихо разобралась с работой помпы и ,хотя мы продолжали принимать участие в этом процессе для контроля, мы были уверены, что она справится самостоятельно.


Маша чувствовала свою свободу все больше и больше, начиная с маленьких шагов и переходя ко всё большим. Каждый раз, когда мы давали ей чуть больше самостоятельности, мы учитывали два фактора: можем ли мы быть уверены в её безопасности; и достаточно ли она внутренне мотивирована, чтобы сделать следующий шаг на пути к самостоятельности?


В третьем классе, под непосредственным наблюдением учителей, которых мы предупредили и подготовили, Маша сама занималась введением болюсной дозы в обед — считала углеводы, вводила данные на помпе, проверяла уровень глюкозы крови (ГК) и активировала болюс. Ей не разрешали активировать болюс до тех пор, пока учитель не проверил правильность введенных данных. После обеда учитель посылал мне смс, чтобы я знала, как проходит день.


К четвёртому классу необходимость в проверке отпала. Маша просто сообщала учителю показатели – ГК, углеводы, единицы инсулина – и учитель писал мне. Это помогало мне оценить ситуацию и, в случае необходимости, позвонить в школу. Ко времени предоставления Маше такого уровня самостоятельности, она успешно справлялась с обеденными процедурами, проявляя инициативу, и решала проблемы с учителем или со мной, когда это было необходимо. Она успешно усвоила ряд навыков, и мы были уверены, что она готова к следующему шагу.


С переходом в средние классы Маша , конечно же, хотела больше свободы и самостоятельности.. Она хотела оставаться в гостях у подруги на ночь. Она не хотела сверяться с учителями или с нами во время обеда. Она хотела поехать на экскурсию без сопровождения родителей. Она была готова менять сама свою инфузионную систему. Иногда она даже не хотела, чтобы мы прикасались к помпе — это была её собственность, что-то очень личное, в конце концов, это была её "поджелудочная железа".


Каждый раз, когда мы даём ей больше свободы, мы стараемся ей еще раз указать на то, что безопасность — это  приоритет №1. Если мы не уверены в чем-то, то просим Машу  посоветоваться с нами прежде, чем выполнять какие-то действия. По мере того как Маша приближается к подростковому возрасту и ощущает естественную потребность в самостоятельности и свободе, которая приходит в этот период жизни, наша цель - помочь сформировать ей правильную модель поведения, что будет помогать ей в подростковом возрасте. Мы хотим дать нашей дочери  социальную и эмоциональную защиту, чтобы Маша чувствовала, что у нее есть помощь, любовь и поддержка, когда она в них нуждается. При этом заболевании нет никаких гарантий, и, к сожалению, пространство для ошибок очень велико. Контроль должен осуществляться наилучшим способом  и в круглосуточном режиме. Процесс доверия своему ребенку контролировать и управлять самостоятельно своим диабетом - достаточно эмоциональный и пугающий. Но Вы справитесь!


Вот наш подход:

  • Мы верим в нашу дочь и уверены, что у нее это получится хорошо. Она должна стараться показывать нам, что может брать на себя ответственность и делать все самостоятельно, но если она видит и чувствует, что в глубине души мы в ней уверены, она будет верить в себя.
  • Убедиться, что мы уверены в безопасности нашего ребёнка. Управление диабетом не всегда будет идеальным, но безопасность -очень важна!
  • Просить участвовать в процессе и быть в курсе других взрослых , которые отвечают за ребёнка. Информировать, что такое диабет.
  • Начинать с маленьких шагов с постепенным переходом к большим.
  • Стараться контролировать свои эмоции и сдерживаться  порой от чрезмерного контроля. Убедиться в наличии достаточного количества расходных материалов. Мы используем «правило трёх часов» — проверяем, как у Маши идут дела, примерно раз в три часа, чтобы убедиться в её безопасности, если только она не находится в школе, где взрослые хорошо её знают и могут в случае необходимости помочь ей. Организованность и подготовка помогают нам предоставлять Маше больше свободы.
  • Давать ребенку возможность учиться и получать поддержку от других людей с СД1. Летний дал Маше многое -новых друзей, возможности для проявления самостоятельности и невероятную поддержку и уверенность. Кроме того, мы стараемся присутствовать на мероприятиях по вопросам обсуждения СД1 периодически и участвовать в группах, посвященных СД1. Простое общение и новые знакомства Маши с детьми разного возраста с СД1  вселили в нее еще больше уверенности самого начала, что всё будет хорошо.


Возможно, ваш подход будет совершенно другим, ведь как сказал наш мудрый эндокринолог, «первый тип — это всегда путь проб и ошибок». В нашем случае было много проб и много ошибок, но мы продолжаем двигаться вперед, делая всё возможное для Маши, чтобы однажды она стала способна самостоятельно заботиться о своем здоровье.